В соответствии со статьями 63 и 75 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является поручительство.
Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, предусматривающего обязанность поручителя уплатить в полном объеме таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени в случае неисполнения плательщиком такой обязанности, обеспеченной поручительством (пункт 11 Приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании»).
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать:
банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, ведение которого осуществляется Государственным таможенным комитетом;
иные лица на условиях и в порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами. Условия и порядок признания указанных лиц поручителями перед таможенными органами определены:
Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»;
Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 325 «О национальном гаранте обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
Особенности подтверждения предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, при таможенном транзите
Если помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита будет осуществляться таможенным органом государства-члена Евразийского экономического союза, таможенному органу которого предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, допускается применение сертификата обеспечения либо иного документа, подтверждающего принятие обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, форма и порядок использования которого устанавливаются законодательством этого государства-члена Евразийского экономического союза (абзац второй пункта 1 статьи 147 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
До 1 сентября 2019 года порядок предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенному органу Республики Беларусь (далее - таможенный орган), при таможенном декларировании товаров, выпуск которых осуществляет таможенный орган, определяется положениями постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.10.2014 № 53 «О некоторых вопросах представления и использования сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов». В качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенному органу используется сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
С 1 сентября 2019 года порядок использования документа, подтверждающего принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, урегулирован постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.04.2019 № 21 «О документе, подтверждающем принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов».
Важно. Сертификаты обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированные таможенными органами до вступления в силу постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.04.2019 № 21, могут использоваться в качестве документа, подтверждающего принятие таможенным органом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, до истечения срока, указанного в таких сертификатах.
В ряде случаев при совершении таможенных операций бизнес сталкивается с необходимостью предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (далее – обеспечение). Обеспечение является гарантией надлежащего исполнения лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, взятых на себя обязательств, установленных таможенным законодательством.
Законодательством о таможенном регулировании предусмотрена возможность представления генерального обеспечения.
Что же такое генеральное обеспечение и в чем его преимущества попытаемся разъяснить.
Обеспечение является генеральным, если оно используется многократно при совершении одним и тем же лицом различных таможенных операций на территории одного государства-члена ЕАЭС (пп.1 п.2 ст.64 ТК ЕАЭС).
Лицо, представляющее генеральное обеспечение, самостоятельно определяет размер предоставляемого обеспечения, а также один из способов такого обеспечения: денежные средства, поручительство или банковская гарантия.
Представление генерального обеспечения сопровождается необходимостью оформления свидетельства о предоставленном обеспечении по форме 1 (далее – свидетельство по форме 1), определенной Положением о порядке использования свидетельства о предоставленном обеспечении, утвержденным Постановлением[1].
К преимуществам генерального обеспечения можно отнести следующее.
1) Свидетельство по форме 1 при представлении обеспечения используется однократно.
В случае если лицом предоставлено генеральное обеспечение свидетельства по форме 1 может быть использовано многократно.
Таким образом, при предоставлении генерального обеспечения допустимо единожды оформить свидетельство по форме 1 и использовать его при декларировании товаров многократно. Данный подход существенно экономит денежные средства субъектов хозяйствования ввиду того, что нет необходимости платить за оформление отдельных свидетельств, как при представлении обычного обеспечения.
2) Свидетельство по форме 1, оформленное при представлении генерального обеспечения, может быть одновременно использовано для обеспечения различных обязательств, возникающих при декларировании товаров. Следует отметить, что в случае, если генеральное обеспечение предоставлено в форме банковской гарантии, такая банковская гарантия должна обеспечивать исполнение всех обязательств лица, возникающих при декларировании товаров.
3) Срок действия свидетельства по форме 1, используемого однократно, составляет 30 календарных дней со дня его регистрации в таможенном органе.
Вместе с тем, свидетельство по форме 1, которое может использоваться многократно, действует до истечения:
срока действия договора поручительства или банковской гарантии в случае предоставления генерального обеспечения соответственно в виде поручительства или банковской гарантии;
трех лет со дня его регистрации в таможенном органе в случае предоставления генерального обеспечения в виде денежных средств.
4) Законодательством определены случаи и условия, при которых суммарный размер таможенных платежей, исполнение обязанности по уплате которых обеспечивается генеральным обеспечением, превышает размер такого генерального обеспечения (далее – повышающий коэффициент).
Превышающий коэффициент допускается в следующих пределах:
на 20 процентов от суммы предоставленного генерального обеспечения, если такое обеспечение представлено на сумму не менее 500 тыс. бел. руб.;
на 30 процентов от суммы предоставленного генерального обеспечения, если такое обеспечение представлено на сумму не менее
1 млн. бел. руб.
Порядок получения разрешения таможенного органа на использование превышающего коэффициента определен Положением о применении генерального обеспечения, утвержденным Постановлением.
Пример. Организация ООО «YYY» в одно и тоже время совершает таможенные операции, связанные с помещением иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и декларирует товары, до выпуска которых назначена таможенная экспертиза. При представлении генерального обеспечения достаточно оформить одно свидетельство по форме 1, которое будет использовано и для выпуска товаров в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, и для выпуска товаров до проведения таможенной экспертизы. Оформленное свидетельство можно будет использовать многократно впоследующем, а при соблюдении определенных условий лицо может воспользоваться преимуществом повышающего коэффициента.
Возможность представления генерального обеспечения также заложена при совершении таможенных операций на территориях нескольких государств-членов ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (пп. 2 п. 2 ст. 64 ТК ЕАЭС).
Особенности предоставления такого обеспечения определены Соглашением об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, заключенным в г. Москве 19.04.2022. Данное Соглашение вступит в силу после его ратификации государствами - членами ЕАЭС.
[1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (ред. от 14.05.2022) «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» (далее – Постановление).