1. Субъектом хозяйствования при таможенном декларировании товара «САХАР-ПЕСОК БЕЛЫЙ» (страна происхождения - Украина) заявлялся код 1701 99 900 9 ТН ВЭД с применением льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. (далее – Договор).
Исходя из документов, представленных субъектом хозяйствования, товар «САХАР-ПЕСОК БЕЛЫЙ» представляет собой сахар-песок белый, свекловичный, содержание сахарозы в котором составляет 99,7 мас. % или более. Товар упакован в полипропиленовые мешки по 50 кг.
Учитывая вышеизложенное, классификация товара «САХАР-ПЕСОК БЕЛЫЙ» должна осуществляться в подсубпозиции 1701 99 100 9 ТН ВЭД в соответствии с ОПИ 1 и 6.
Договором предусмотрено, что стороны-участницы не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны-участницы договора, за исключением некоторых случаев. Для Республики Беларусь одним из таких случаев является импорт товара «САХАР БЕЛЫЙ» (подсубпозиция 1701 99 100 ТН ВЭД), страной происхождения которого является Украина.
Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товара «САХАР-ПЕСОК БЕЛЫЙ» (подсубпозиция 1701 99 100 9 ТН ВЭД), страной происхождения которого является Украина, ввозные таможенные пошлины подлежат уплате.
2. Субъектом хозяйствования ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар (страна происхождения - Украина) с предоставлением льготы по уплате таможенной пошлины согласно ст. 2 Договора.
Для получения данной преференции субъектом хозяйствования предоставлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.
В ст. 2 Договора определено, что Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно ст. 4 Договора для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила 2009 г.).
В соответствии с п. 6.1. Правил 2009 г. для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве-участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.
Согласно пп. 9.3. Правил сертификат может быть не признан действительным таможенными органами страны ввоза в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и / или недостоверных сведений.
В ходе таможенной проверки Государственной фискальной службой Украины была предоставлена информация о том, что в отношении сертификатов о происхождении товара формы СТ-1, выданных в подтверждение происхождения товаров торгово-промышленной палатой было принято решение об аннулировании данных сертификатов о происхождении товара по причине предоставления экспортером / грузоотправителем поддельных документов.
Так, п. 2 ст. 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что при несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Таким образом, режим свободной торговли в отношении ввезенного товара не может быть предоставлен.
2. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2018 №139 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение №139) установлены антидемпинговая мера посредством введения сроком по 20 августа 2023 г. включительно антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, происходящих из Китайской Народной Республики, классифицируемых кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД. Для целей применения указанной антидемпинговой меры согласно Решению №139 товар определяется кодом ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
В условиях непреференциальной торговли определение и документальное подтверждение происхождение ввозимых товаров осуществляется в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018г. № 49 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, подтверждается сертификатом о происхождении товара.
При помещении товаров «подшипники» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, классифицируемых кодами
8482 10 900 8, 8482 20 000 9, 8482 30 000 9, 8482 50 000 9 ТН ВЭД, в качестве страны происхождения товаров субъектом хозяйствования в декларации на товары указано «Европейский союз». При таможенном оформлении были представлены сертификаты о происхождении товара, а также товаросопроводительные документы.
Однако представленные сертификаты о происхождении товара свидетельствовали о поставке товара не в адрес резидента Республики Беларусь. Соотнести сертификаты о происхождении товара с товаром, поставленным в Республику Беларусь и заявленным в декларации на товары, не представлялось возможным.
Таким образом, на основании представленных сведений в сертификатах о происхождении товара и сведений, заявленных в декларации на товары, таможенный орган не смог однозначно идентифицировать поставку товара. В связи с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Правил происхождение товаров считается неподтвержденным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, в случае если происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода ТН ВЭД и (или) наименования.