Таможенные органы Республики Беларусь

Таможенные органы Республики Беларусь  >Правоохранительная деятельность  >Деятельность таможенных органов по профилактике правонарушений

Деятельность таможенных органов по профилактике правонарушений

Законодательство Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Под правонарушениями в Законе понимаются противоправные виновные действия (бездействия), за совершение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Профилактикой правонарушений признается деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства (статья 1 Закона).

Статьей 5 Закона в качестве одного из субъектов профилактики правонарушений определены и таможенные органы Республики Беларусь.

Согласно подпункту 1.10 пункта 1 статьи 239 Закона Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», одной из основных функций, которые выполняют таможенные органы Республики Беларусь, является осуществление ими мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренных законодательными актами.

Деятельность таможенных органов по профилактике правонарушений осуществляется в соответствии с Законом и Инструкцией об организации в таможенных органах Республики Беларусь деятельности по профилактике нарушений (далее – Инструкция), утвержденной приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21 июня 2016 года № 281-ОД «Об организации деятельности таможенных органов Республики Беларусь по профилактике правонарушений».

Мерами общей профилактики правонарушений в соответствии с Законом и Инструкцией являются:

·       разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;

·       правовое просвещение граждан;

·       внесение представлений, вынесение предписаний;

·       иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Таможенные органы в пределах компетенции вносят предложения в региональные программы по профилактике правонарушений и в рамках реализации этих программ обеспечивают проведение профилактических мероприятий по предупреждению:

·       преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления;

·       правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

·       правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности;

·       правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

В пределах своей компетенции таможенные органы осуществляют правовое просвещение граждан путем:

·       проведения семинаров, круглых столов с представителями субъектов хозяйствования по проблемным таможенным вопросам;

·       выступлений и комментариев в средствах массовой информации (публикации в прессе, выступления через региональные телерадиокомпаниии, а также республиканские телеканалы) о выявлении правонарушений и изъятии незаконно ввезенных на территорию Евразийского экономического союза товаров, а также мерах ответственности, которая ожидает правонарушителей за совершенные деяния;

·       размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) таможенных органов, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальном сайте ГТК информации о недопустимости совершения административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере таможенного дела;

·       опубликования статей в журнале «Таможенный вестник».

Таможенные органы вносят предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений (далее – предложение) и предписания о безотлагательном устранении нарушения законодательства (далее – предписание).

Предложение и предписание вносится руководителем таможенного органа, либо его заместителем должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, которые правомочны принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и устранить такие нарушения.

В рамках ведения административного процесса по делу об административном правонарушении предложение направляется таможенным органом, ведущим административный процесс в соответствии со статьей 11.29 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП). Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения суда или предложения государственного органа сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.

Таможенные органы контролируют фактическое выполнение требований внесенных ими предложений и вынесенных ими предписаний.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений, согласно Закону и Инструкции, являются:

·       профилактическая беседа;

·       официальное предупреждение;

·       профилактический учет;

·       защитное предписание;

·       иные меры, предусмотренные законодательными актами.

Наиболее распространенной мерой профилактики правонарушений, применяемой таможенными органами, является профилактическая беседа, которая проводится с гражданином:

·       поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основания полагать о возможности совершения ими правонарушения;

·       привлеченным к административной ответственности – по решению должностного лица таможенного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.

В ходе профилактических бесед проводится разъяснительная работа об общественной опасности совершенных противоправных деяний и указывается на недопустимость их совершений в дальнейшем; о правовых последствиях, наступающих в результате совершения правонарушения; о недопустимости совершения правонарушений; об отягчающих обстоятельствах в случае совершения административного правонарушения повторно. При этом протокол о проведении профилактической беседы помещается в материалы дела об административном правонарушении.

Одно из важных направлений - профилактическая работа среди молодежи. Без знания и понимания причин совершения правонарушений молодых людей, полной самоотдачи ответственных административных органов, органов образования, культуры, спорта, молодежной политики, средств массовой информации и общественных организаций, непосредственно работающих с детьми и молодежью, нельзя продвинуться вперед в решении данной проблемы.

Так, в целях популяризации работы таможенных органов в учебных заведениях проводятся встречи с учащимися, в ходе которых освещается сущность деятельности таможенных органов, требований таможенного законодательства.

Третье направление - привлечение к профилактической работе общественных организаций и граждан. В этих целях в ГТК создан и функционирует Общественный совет, в состав которого входят представители ГТК, руководители промышленных предприятий и общественных организаций. На заседаниях совета обсуждаются проблемные вопросы, в том числе и направленные на профилактику правонарушений в сфере таможенного дела.

Четвертое направление - переподготовка кадров и повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению для предприятий Республики Беларусь. Данная работа проводится в системе профессиональной подготовки кадров в учреждении образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь».

Еще одним из направлений является совершенствование законодательства в сфере таможенного дела. В этих целях ГТК постоянно принимает участие в нормотворческом процессе. Данная работа заключатся в совершенствовании таможенного законодательства как в Республике Беларусь, так и в рамках Евразийского экономического союза. Исходя из норм материального права, регулирующего таможенные отношения, изменяется уголовное и административное законодательство, направленное на защиту этих отношений.

К наиболее часто совершаемым правонарушениям можно отнести неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), платежа, взимаемого таможенными органами, нарушение установленного срока представления статистической декларации, недекларирование товаров, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, незаконные ввоз, перевозка, хранение алкогольных напитков и табачных изделий, этилового спирта и табачного сырья.

В целях устранения причин и условий совершения указанных правонарушений ГТК проводит профилактическую работу. Только совместными усилиями всех субъектов профилактики можно снизить рост совершаемых правонарушений. 

Правоохранительная деятельность за I квартал 2023 года

Вопросы ответственности за нарушение таможенного законодательства

Деятельность таможенных органов по профилактике правонарушений

Кинологическая служба

Информационные ресурсы