Стратегия развития таможенных органов
Современная таможенная служба Республики Беларусь находится под объективным воздействием региональных и международных вызовов и тенденций, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие и, в конечном итоге, на результаты работы и обеспечение безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности государства.
В этих условиях поэтапная модернизация и совершенствование таможенной службы в целях соответствия современным вызовам и угрозам видится важным элементом обеспечения безопасности белорусского контура таможенной границы Евразийского экономического союза, развития внешнеэкономических связей Беларуси с иными государствами и национальной экономики, в целом.
Государственным таможенным комитетом разработаны Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016–2020 годы и на прогнозный период до 2025 года, а также индикаторы оценки выполнения задач, поставленных в Основных направлениях и Программе мер по их реализации.
Документ базируется на поручениях Главы государства, международном опыте и тенденциях развития таможенного дела в существующих и прогнозных условиях, долгосрочных договоренностях международного уровня, концептуальных подходах Всемирной таможенной организации к построению эффективной таможенной службы, научных прогнозах устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.
В приоритетном порядке учитывались задачи по защите интересов Республики Беларусь в условиях Евразийского экономического союза, использования преимуществ, которые дает белорусским субъектам хозяйствования свобода перемещения товаров на общей таможенной территории.
Стратегическими целями таможенной службы Республики Беларусь определены: обеспечение экономической безопасности страны, оперативное реагирование на возникающие риски и угрозы в сфере таможенного дела, достижение полноты сбора в бюджет платежей, контролируемых Государственным таможенным комитетом, создание благоприятных условий для ведения бизнеса на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования при оптимизации расходов на обеспечение деятельности.
Целевые показатели, определенные к достижению до 2020 года позволят сохранить высокие позиции в отчетах Всемирного банка "Ведение бизнеса" по показателю "Международная торговля", обеспечить инвестиционную и транзитную привлекательность Республики Беларусь.
Организационная и технологическая модернизация в условиях цифровой экономики и современных технологических укладов позволит таможенной службе Беларуси значительно сократить затраты бизнеса на таможенную очистку грузов и войти в число таможенных служб – мировых лидеров по уровню развития таможенного дела.
В условиях экспортно-ориентированной экономики и транзитной открытости, свободы предпринимательства таможенная служба Беларуси обеспечит обслуживание внешнеторгового товаропотока, в частности, за счет оптимизации движения товарных потоков, развития таможенной логистики.
Совокупная реализация мероприятий по направлениям развития таможенной службы обеспечит снижение коррупционных рисков в сфере таможенного дела и минимизацию совершения должностными лицами таможенных органов коррупционных преступлений.
В Основных направлениях развития таможенной службы Республики Беларусь на 2016–2020 годы и на прогнозный период до 2025 года стоят конкретные задачи, тесно увязанные с интересами бизнес-сообщества:
Дальнейшее совершенствование электронного таможенного декларирования и развитие системы автоматического выпуска товаров
При реализации технологий предварительного декларирования доля электронных предварительных деклараций возрастет с 30% до 70%. При этом автоматический выпуск по таким декларациям возрастет с 0 до 20%.
Предполагается переход на использование электронной дистанционной формы обращения в таможенные органы при подаче заявлений с целью реализации акцизных марок, включения банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в реестр, заявлений на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в торговом обороте, а также ряда иных документов, которые сейчас предоставляются в бумажном виде.
Продолжится работа по развитию центральной базы лицевых счетов плательщиков. В результате появится возможность осуществлять полномасштабный контроль за уплатой таможенных платежей в режиме реального времени до выпуска товаров. Субъекты хозяйствования смогут получать актуальную информацию о состоянии своего лицевого счета в любой момент времени.
В соответствии с Основными направлениями, к концу 2020 года долю автоматически выпускаемых товаров планируется довести до 25% при экспорте и до 10% при импорте.
Сокращение времени совершения таможенных операций, в том числе за счет совершенствования взаимодействия с заинтересованными органами в части автоматизированного контроля документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Например, определено увеличение доли вывозимых товаров, время выпуска которых не больше 5 минут, до 75%, ввозимых, время выпуска которых не больше 2 часов, до 90%.
Повышение транзитной привлекательности
Кроме внедрения автоматического транзита планируется минимизировать контрольные операции с сохранением безопасности поставок товаров на основе применения Системы анализа рисков. К 2020 году оформление 80% транзитных товаров должно составлять менее 10 минут.